Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 сентября 2018;
проверки требуют 3 правки.
У этого термина существуют и другие значения, см. Синдром Петрушки.
«Синдром Петрушки» — российский художественный фильм режиссёра Елены Хазановой, снятый по мотивам одноимённого романа Дины Рубиной.
Премьера состоялась 9 июня [2015 года на фестивале «Кинотавр» в Сочи[1], где картина получила приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму»[2]. В прокат фильм вышел 5 ноября 2015 года.[3]
Сюжет[править | править код]
Маленький Петя становится свидетелем того, как выбрасывается из окна мать неизвестной ему на тот момент маленькой девочки Лизы. Такие же огненно-рыжие волосы, как у погибшей, он замечает у двухлетней девочки в коляске, оставленной без присмотра. Очарованный, он приносит её в дом своего друга Бори, и только бдительность и находчивость Бориной бабушки Веры Леопольдовны не только возвращает ребёнка в семью, но и делает Петю спасителем-героем и обеспечивает ему доступ к общению с малышкой. Петя проводит с Лизой всё свободное время, а уезжая на учёбу в Петербург, вопреки воле отца девушки, забирает ее с собой.
Годы спустя Пётр — актёр-кукольник. Его жена Лиза рожает сына с синдромом Ангельмана — редкой наследственной болезнью, известной также как «синдром Петрушки». Смерть малыша сказывается на душевном равновесии Лизы, которую берёт под свой присмотр в психиатрической клинике друг Пети Борис.
Болезнь Лизы ставит под срыв гастрольный график выступлений с уникальным хореографическим номером, поставленным Петей для них двоих: мастер оживляет куклу, с которой исполняет завораживающий танец. В поисках замены Петя создаёт кукольную копию Лизы, которая получает имя Элис. Для начавшей было выздоравливать Лизы это новое потрясение. Мысли о «сопернице» не дают ей покоя, и женщина начинает за ней «охоту», пока после одного из выступлений не крадёт куклу и не расправляется с ней окончательно.
Попытка повторной беременности у Лизы сопряжена с психологической боязнью. Чтобы помочь жене избавиться от тревоги, Петя использует семейную легенду, услышанную им в юности от Лизиного отца, — о фамильном «беременном идоле» в виде старого Корчмаря. Воссоздав по сохранившейся фотографии куклу, Петя вселяет в Лизу успокоение и снимает у нее страх перед новой беременностью. У них рождается девочка с огненно-рыжими волосами…
В ролях[править | править код]
- Евгений Миронов — Петя
- Чулпан Хаматова — Лиза / Элис
- Мераб Нинидзе — Борис
- Зураб Кипшидзе — Тедди Вильковский
- Александр Кузнецов — Петя в юности, 20 лет
- Алина Гвасалия — Лиза, 18 лет
- Алексей Любимов — Боря, 20 лет
- Артём Фадеев — Петя, 8 лет
- Глеб Протасов — Боря, 8 лет
- Олеся Галинская — Лиза, 5 лет
- Слава Протасов — Лиза, 2 года
- Эра Зиганшина — Вера Леопольдовна, бабушка Бори
- Владимир Селезнёв — Ромка, отец Пети
- Юлия Марченко — Катя, мать Пети
- Ксения Морозова — Ева
- Алексей Ведерников — ухажёр Евы
- Анна Иванова-Брашинская — Хана
- Семён Сытник — главврач
- Наталья Иохвидова — математичка
- Борис Петров — биндюжник
- Филипп Ершов — 1-й приятель Пети
- Александр Крымов — 2-й приятель Пети
- Кирилл Фролов — 3-й приятель Пети
Съёмочная группа[править | править код]
- Автор сценария: Алёна Алова по роману Дины Рубиной «Синдром Петрушки»
- Режиссёр-постановщик: Елена Хазанова
- Оператор-постановщик: Азиз Жамбакиев
- Художник-постановщик: Наталья Навоенко
- Композитор: Николя Рабеюс
- Санкт-Петербургский симфонический оркестр
- Дирижёр: Всеволод Полонский
- Хореограф: Раду Поклитару
- Директор картины: Надежда Попова
- Сопродюсеры: Ундине Филтер, Томас Крал, Пьер-Андре Тьебо совместно с Антонио Эксакустосом, Йозефом Райдингером
- Продюсеры: Илья Гаврилов, Александр Новин, Дмитрий Аронин, Ася Темникова, Елена Бренькова, Анна Качко
- Художественный руководитель: Евгений Миронов
Признание и награды[править | править код]
Съёмки[править | править код]
Основная часть фильма была отснята на локациях Санкт-Петербурга и в окрестностях (дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум в Ломоносове и Выборг)[4]
Главный номер, с которым выступает кукольник Петя, — результат работы балетмейстера Раду Поклитару, создателя театра «Киев модерн-балет».[5] Для него это оказался первый опыт работы в кино в качестве хореографа.[6][7]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Синдром Петрушки» на Рускино.ру
- «Синдром Петрушки» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Биография
У художественного руководителя Московского театра эстрады Геннадия Хазанова большая семья: двое единокровных братьев и одна сестра по отцу, жена, единственная дочь и пара внучек. Несмотря на то, что никому из них не приходится родственницей Елена Хазанова, женщину природа тоже не обделила многочисленными талантами. Она продолжает творить во благо киноискусства, выступая и режиссером, и сценаристом, и даже немного актрисой.
Детство и юность
Режиссера на протяжении всей жизни «встречные и поперечные» первым делом спрашивали о том, приходится ли она дочерью Геннадию Хазанову и сестрой Алисе Хазановой. На данные вопросы женщина терпеливо отвечала отрицанием. Несмотря на это, Елена, появившаяся на свет 1 июня 1977-го, росла в творческой семье.
Мама Татьяна Флейшман — актриса и певица, служила в столичном театре «У Никитских ворот», работала с Олегом Табаковым и приложила руку к «рождению» культурного центра Владимира Спесивцева «На Красной Пресне». Отец занимался преподаванием математики, писал книги и сценарии для «Ералаша». До 12 лет девочка прилежно посещала первую в России школу с углубленным изучением французского языка имени Ромена Роллана.
В конце 80-х родители по приглашению друзей-коммунистов приехали погостить в Швейцарию. И, увидев все плюсы этой свободной страны, решили перебраться сюда вместе с детьми (у Лены есть младший брат Юрий) и собакой, попросив политического убежища.
Embed from Getty ImagesЕлена Хазанова и ее сын Саша
На новом месте процесс притирки проходил непросто: иностранные сверстники крайне отличались интересами, а на еврейское учебное заведение сил хватило только на 3 месяца.
После переезда взрослые подали на развод. Мужчина увлекся религией и снова женился, вторая жена подарила ему четверых детей. А его бывшая супруга вместе с дочерью и возлюбленным открыла в Женеве собственный «Арбат», где успели побывать с визитом и Владимир Машков, и Евгений Миронов, и Сергей Юрский, и Валерий Тодоровский.
«Лена устраивала дома представления, писала сценарии для кукол, окончила литературный класс в гимназии в Ньоне. Там же она уже вовсю снимала. Например, с участием одноклассников сделала документальную короткометражку о предупреждении СПИДа, его хотели даже взять для показов по школам», — рассказывала Татьяна Семеновна.
Способности к созданию фильмов развились у подростка еще в 15 лет. Именно в этом возрасте девушка явила миру дебютную киноработу, где в главных ролях снялись близкие родственники.
Читайте также: Двс синдром реферат скачать бесплатно
Личная жизнь
Нередко случается так, что люди, трудившиеся на одной съемочной площадке, настолько прирастают друг к другу, что их отношения выходят за рамки служебных и становятся более близкими. Эта же участь постигла и Елену Хазанову, и Жоржа Гуирейро, работавших сообща над «Экспрессом любви».
Между коллегами закрутился роман, и на свет появился сын Саша, впоследствии снявшийся в фильме талантливых родителей «Сэм». Мальчик унаследовал от взрослых творческие способности — он неплохо рисует (для своих творений даже выделил отдельный аккаунт в соцсетях) и тяготеет к сценическому искусству. И отец, и мать души не чают в наследнике, его фото сейчас чаще других мелькают в их аккаунтах «Инстаграма».
Режиссер особо не откровенничает о личной жизни, зато охотно отвечает на профессиональные вопросы. Так, она заявила, что в ситуации с нашумевшей «Матильдой» судить о кинокартине, не познакомившись с ней, — это глупость. А то, что произошло с Кириллом Серебренниковым — настоящий ужас. Вообще как деятель кинематографа женщина активно выступает за творческую свободу и не поддерживает ее ограничения.
Фильмы
По окончании колледжа, где девушка пробовала себя и как актриса, но в итоге отказалась от этого ремесла, она устроилась переводчицей. Работа позволила поднакопить денег, чтоб иметь возможность посещать курсы сценарного и актерского мастерства. Рассказывая о старте творческого пути, Хазанова вспоминает:
«Свой первый профессиональный короткометражный “Аноним” удалось снять в 1997 году, а потом сразу же второй “Удачное дельце”, побывавший на различных кинофестивалях. Параллельно работала, набираясь опыта как ассистент различных режиссеров на съемках во Франции и Швейцарии».
В конце 90-х Елена сняла очередную короткометражку «Салат по-русски», кинокартина принесла ей первую премию фестиваля «Кино для всех экранов» в Женеве. Через пару лет вслед за «кулинарным шедевром» вышла документальная лента «Отелло: трагедия и фарс», вступившая в борьбу за главный приз на престижном международном Festival del Film Locarno.
Режиссер фильма «Один вдох» Елена Хазанова
В фильмографии нашлось место и для полного метра. В «Экспрессе любви» режиссер пыталась разобраться в отношениях и настроениях западных сверстников. А «Игра слов: переводчица олигарха», где сыграли Александр Балуев, Сергей Гармаш, Елена Сафонова, Александр Адабашьян, Нина Русланова, и вовсе оказалась автобиографической. По долгу предыдущей службы Лена стала официальной переводчицей защиты самого влиятельного представителя преступного мира России Сергея Михайлова (Михась).
9 июня 2015-го состоялась премьера небезызвестного «Синдрома Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях. Ленте удалось покорить «Кинотавр» и увезти приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку». Через год «русская душа швейцарского кино» принялась за «Город птиц», но так его и не завершила.
Елена Хазанова сейчас
В последний февральский день 2019-го российские зрители познакомились с «Любовницами» — современными «неуловимыми мстительницами». По сюжету девушки раз и навсегда разорвали отношения с женатыми мужчинами, предварительно отомстив им. Но на этом история не закончилась: москвички решили помочь освободиться от ненужных уз сестрам по несчастью, наказав и выведя на чистую воду их нерадивых избранников.
Через год, в 2020-м, в широкий прокат вышел «Один вдох», посвященный биографии и памяти Натальи Молчановой, чемпионки мира по фридайвингу и автора более 40 рекордов. Параллельно Елена трудилась и над созданием новых проектов «Надежда» и «Вне зоны доступа».
Фильмография
- 1997 ‒ «Аноним»
- 1997 ‒ «Удачное дельце»
- 1999 ‒ «Салат по-русски» («Русский салат»)
- 2001 ‒ Int. Hôtel Nuit
- 2001 ‒ «Отелло: трагедия и фарс»
- 2004 ‒ «Экспресс любви» («Любовный экспресс»)
- 2005 ‒ «Игра слов: переводчица олигарха»
- 2011 ‒ «Игра любви и случая»
- 2015 ‒ «Синдром Петрушки»
- 2015 ‒ «Сэм»
- 2012 ‒ «Дядя Ласло»
- 2018 ‒ Libertas
- 2019 ‒ «Любовницы»
- 2020 ‒ «Один вдох»